Законопроект, разработанный Центральной избирательной комиссией Республики Карелия, расширяет права и упрощает работу участников избирательного процесса, учитывая правоприменительную практику как в нашей республике, так и в других субъектах Российской Федерации. Документ содержит ряд «послаблений» для кандидатов в сравнении с предшествующим вариантом Закона. Кроме того, необходимость корректировки Закона «О выборах Главы Республики Карелия» обусловлена изменениями в федеральном законодательстве.
Основные изменения Закона Республики Карелия «О выборах Главы Республики Карелия» коснутся следующего.
Прежде всего, устранен ряд имеющихся противоречий в нормах, регулирующих сроки избирательных действий:
- увеличен срок выдвижения кандидатов с 20 до 30 дней;
- уточнены сроки представления кандидатом документов для регистрации, перечень таких документов систематизирован и размещен в отдельном блоке;
- увеличен срок, предусмотренный для сбора подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на должность Главы Республики Карелия, при этом муниципальный фильтр остается на прежнем уровне – 7%.
Необходимо отметить, что этот показатель один из самых низких среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
Определено число наблюдателей (не более двух), которое может назначить в каждую избирательную комиссию политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Наблюдатель наделяется правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку. Кроме того, наблюдателям и ряду других участников избирательного процесса обеспечивается свободный доступ в помещение, где проводится голосование и подсчет голосов избирателей. Удалить наблюдателя с избирательного участка, в соответствии с поправками, возможно будет только по решению суда.
Совершенствуются нормы законодательства, направленные на достижение максимальной открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий и организации процесса голосования. Вводятся новые нормы, регулирующие участие средств массовой информации в процессе голосования и подведении итогов голосования на избирательном участке, в том числе процедура аккредитации. Принятый ЦИК России порядок аккредитации представителей СМИ на избирательные участки значительно упростил процедуру и установил уведомительный характер аккредитации, предусмотрев необходимость предоставления минимального комплекта документов. Представители СМИ не привязаны к конкретному избирательному участку и могут свободно перемещаться с участка на участок, что также является мощным рычагом наблюдения. Следует подчеркнуть, что процедура аккредитации призвана регламентировать взаимоотношения СМИ с избирательными комиссиями, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях и при проведении всех процедур, проводимых, избирательной комиссией, начиная с открытия избирательных участков, заканчивая установлением итогов голосования. Создаются благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Процедура аккредитации на выборах была впервые введена в 2016 году при проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия, при этом ни один журналист и ни один наблюдатель не был удален или ограничен в своих правах на освещение избирательного процесса.