Новости города БезФормата.Ru
Петрозаводск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Постой, паровоз

Постой, паровоз - Ptoday.Ru
Постой, паровоз - Ptoday.Ru
Постой, паровоз - Ptoday.Ru
Фото: ptoday.ru

В ноябре РЖД объявили о том, что плацкартные вагоны отжили свой век и будут заменены новыми – двухэтажными. В прошлое уходит эпоха, ведь плацкартный вагон – больше, чем средство передвижения, это модель нашего коммунального прошлого

Алексей Шлыков. «Русский репортер»,19 ноября 2013


Страна, полжизни проведшая на нарах, с пониманием и даже любовью освоила двухярусное спальное место. Опаньки – и ты наверху! Кому-то, конечно, доставались нижние полки, а кто-то вообще обустраивался сбоку-припеку – это уж как повезет. Но, в принципе, все были на равных, а главное – на виду.



Самым престижным местом считалось верхнее левое по ходу. Поезд дергался среди ночи, и тебя заботливо прижимало к стене, тогда как сосед напротив рисковал упасть при слишком резком рывке локомотива. Такое случалось, но крайне редко... Вообще железнодорожный транспорт был безопасным. Самым доступным и самым демократичным. Во всех смыслах.

Бывало, приспичит тебе покурить или куда еще, слезаешь сверху осторожненько, чтобы не наступить на уснувшего, идешь, пошатываясь от качки и духоты, в сторону дальнего тамбура (ближайший туалет почему-то всегда был закрыт) – и перезнакомишься с половиной вагона. Запах курицы и натруженных ног, звон стаканов, детский плач и чей-то дружный хохот… – плацкартный вагон был одним домом, одним нескончаемым общежитием.

Можно было уехать из Москвы в Харьков с двумя копейками в кармане и вернуться обратно тем же путем, тем же плацкартом (проверено опытом), притулившись на самой верхней, багажной, полке – и при этом не испытывать недостатка. В плацкарте невозможно было остаться голодным, а ежели ты умел бренчать ни гитаре, травить анекдоты и резаться в карты – ты всегда был не только сыт, но и слегка под хмельком.

Заплатив полцены сердобольной проводнице можно было умахать не то что «до Харкиву», но и в теплый курортный Крым, а не то и в Хабаровск или даже Владивосток, полумифический Владик. Страна была велика и обильна. И что (или кто), как не плацкарт, открывал тебе ее настоящий размах, ее подлинную широту. Которая, как известно, исчисляется не только километами, но и какой-то другой, безразмерной величиной.



Кто-то сходил на богом забытой станции, кто-то входил – и начиналась новая глава повести под названием Человеческая Судьба. Затюканный и терпеливый, малоразговорчивый с незнакомцем, советский человек чудесным образом преображался в дороге. Вечерело, за окном мелькали пейзажи, похожие друг на друга и все же изменчивые, убогие и прекрасные, милые сердцу. Люди сближались, делились заботами, наболевшим, говорили, как на духу, сопереживали, не перебивали друг друга, вместе молчали, глядя в окно… Плакали и смеялись, влюблялись, теряли голову… Бывало, меняли всю свою биографию – в три минуты. Всего три минуты отводилось поезду на стоянку, а тебе – чтобы принять решение: сойти на незнакомом полустанке, в помятом командировочном пиджаке, с портфелем, и начать все с чистого листа. А если смалодушничал, упустил случай – поезд безжалостно уносил тебя дальше, в темень. Чтобы потом до конца дней своих ты каялся и вспоминал-проклинал тот самый плацкарт…

***

В 1872 г. в Ковровских мастерских Московско-Нижегородской железной дороги был построен первый так называемый Нормальный товарный вагон (НТВ), предназначенный для перевозки груза. Его можно было быстро переоборудовать и под пассажирский: для этого вагон укомплектовывали двух- или трехярусными нарами, рамами со стеклами, а главное, утепляли изнутри деревянными щитами и снабжали печкой-буржуйкой. Вместимость такого утепленного вагона, или просто «теплушки», составляла до 40 человек. Теплушка служила верой и правдой на российских железных дорогах семьдесят лет, с 1870-х до конца 1940-х, пройдя четыре войны: Русско-турецкую, Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную.

***

Прототипом современого плацкартного вагона, однако, следует считать жесткий вагон III класса образца 1892 г., построенный теми же ковровскими мастерами. В нем были короткие сидячие скамьи для пассажиров и длинные – спальные, расположенные у прохода вдоль противоположной стены. Короткие скамьи, в свою очередь, имели откидные полки, которые перекрывали промежутки между сиденьями, образуя спальные места. Более того, скамьи имели откидные полки, которые образовывали второй спальный ярус. Имелся также и третий ярус, багажный, который в случае надобности, использовался для сна. Таким образом, каждый пассажир мог принять горизонтальное положение. Это был первый вагон, который с полным правом можно было назвать спальным. Вагон мог перевозить 40 человек и более. Имел водяное отопление, туалет и умывальник.

***

В 1936-м появился четырехосный крытый грузовой вагон, который при соответствующей доработке также мог стать теплушкой. Он был разделен поперечными перегородками на три отсека и обогревался большим числом буржуек. Подобные вагоны используются по сей день при дислокации войск и на учениях.

К слову, теплушками именовали и так называемые «столыпинские» вагоны, которые классифицировались как пассажирские IV класса, предназначенные для перевозки переселенцев из Европейской части России в Сибирь. Они появились еще в 1908 г., по сути это были утепленные товарняки, в которых перевозили не только людей, но и скот, а также сельхозинвентарь. Позже «столыпинские» вагоны стали использовать для отправки заключенных. Они подробно описаны у А. И. Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». Современный спецвагон представляет собой модификацию обычного пассажирского. Этот тип можно увидеть в таких фильмах, как «Джентльмены удачи», «По прозвищу зверь».

***

В 1912 г. российскими инжеренами был модернизирован зарубежный 18-метровый четырехосный мягкий вагон образца 1862 г. – так родился еще один тип жесткого вагона III класса. В нем было оборудовано 64 дневных места, из которых 56 были спальными. Стоимость билета от Москвы до Петербурга в таком вагоне составляла 6 рублей 40 копеек, при том, что за место в I класса нужно было отдать целых 16 рублей. Также выпускались жесткие «третьеклассные» модели длиной 22 м с 78 местами исключительно для сиденья. Они, как правило, использовались для пригородного сообщения. Продольный проход располагался посередине; по всей длине вагона. По обеим сторонам имелись окна, всего их было 15. На крыше устанавливались вытяжные вентиляторы. Четырехосные вагоны быстро вытеснили трехосные, став основным средством передвижения на железных дорогах Российской империи, а затем и всей Советской республики.

***

После Второй мировой войны в городе Халле, расположенном в Восточной Германии, на заводе Аммендорф, был спроектирован цельнометаллический классический купейный вагон. В 1951 г. Калининский вагоностроительный завод (ныне Тверской) решил его модернизировать, а именно – убрать все двери купе и перегородки, обрезать полки, а также добавить боковые места. Так родился исключительно советский тип вагона с немецким названием «плацкарт» (Platz Karte – дополнительная квитанция к билету, дающая право на спальное место), который буквально заполонил бескрайние просторы СССР, а затем и Российской Федерации, обретя всенародную любовь и признание. Стандартный плацкартный состоял из 9 купе (слово-таки осталось) с двухярусными полками, не считая багажных. В каждом «отсеке» было 6 мест, включая боковые. Таким образом, в вагоне имелось 54 спальных места. Вагон был прост и практичен, однако имелись некоторые неудобства: так, окна над купе N 3 и N 6 были наглухо закрыты даже летом, потому как там размещались аварийные выходы. Недоброй славой пользовалось и место под номером 9 – оно было ближе всего к туалету. В остальном это был вполне приличный вагончик, не слишком дорогой по сравнению с «чисто» купейным и прочими повышенной комфортности. Цена билета «Москва-Петербург» в плацкарте составляла чуть более 1000 руб.

  • Нажмите на любое фото для просмотра галереи 2 фото
    Ветераны Великой Отечественной смогут бесплатно ездить в поездах в мае - Петрозаводск говоритВместе с ветераном сможет также бесплатно путешествовать сопровождающий. В течение всего мая участники и инвалиды Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на поездах по территории России.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Самолет, совершавший рейс по маршруту Владивосток – Сеул, вынужденно вернулся в аэропорт вылета из-за проблем с двигателем.
    22.02.2018 Gubdaily.Ru
    Прокуратура дала оценку задержкам рейсов в аэропорту «Петрозаводск» - Vesti.Karelia.RuКарельская транспортная прокуратура провела проверку публикаций «Вестей Карелии» о неоднократных задержках рейсов в аэропорту «Петрозаводск» и установила причины.
    22.02.2018 Vesti.Karelia.Ru
    Движение на трассе под Петрозаводском временно закроют - Петрозаводск говоритМост через реку Шуя будет закрыт 24 марта.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Жителя Пудожа осудили за поддельное водительское удостоверение - Петрозаводск говоритРанее нарушителя дважды лишали прав за управление автомобилем в нетрезвом виде.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    21 февраля в 21:20 на 1410 километре автодороги «Кола» произошло серьёзное ДТП, пишет издание «Мурманск 24\7».
    22.02.2018 Gubdaily.Ru
    Карельский транспортный прокурор проведет прием граждан - Карельская транспортная прокуратураКарельский транспортный прокурор Дмитрий Бычихин 27.02.2018 в период времени с 15 до 16 часов в здании Петрозаводского филиала Петербургского государственного университета путей сообщения (Республика Карелия, Петрозаводск,
    22.02.2018 Карельская транспортная прокуратура
    Микроавтобус и внедорожник жестко столкнулись в Петрозаводске (видео) - Петрозаводск говоритИнцидент произошел на пересечении улиц Гоголя и Антикайнена вчера вечером.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Очевидец заснял на видео аварию вблизи Гоголевского моста - Петрозаводск говоритОдин из участников ДТП совершал левый поворот, другой двигался в прямом направлении.
    21.02.2018 Петрозаводск говорит
    Мировым судьей судебного участка № 2 Пудожского района вынесен обвинительный приговор в отношении жителя г. Пудожа, уличенного в управлении автомобилем по поддельному водительскому удостоверению.
    22.02.2018 Прокуратура
    Карельский транспортный прокурор проведет прием граждан - Карельская транспортная прокуратураКарельский транспортный прокурор Дмитрий Бычихин 27.02.2018 в период времени с 15 до 16 часов в здании Петрозаводского филиала Петербургского государственного университета путей сообщения (Республика Карелия, Петрозаводск,
    22.02.2018 Карельская транспортная прокуратура
    Движение на трассе под Петрозаводском временно закроют - Петрозаводск говоритМост через реку Шуя будет закрыт 24 марта.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Пожарным пришлось вскрывать квартиру из-за заснувшей девочки - Петрозаводск говоритВ Петрозаводске уснувшая 9-летняя девочка перепугала своих родителей. Вчера поздним вечером на пульт пожарно-спасательной службы карельской столицы поступил звонок с просьбой о помощи.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    В Карелии мужчина сжег баню бывшего приятеля - ИА КарелНовостиВ Олонецком районе Карелии возбудили уголовное дело о поджоге бани одного из деревенских дворов.
    22.02.2018 ИА КарелНовости
    Микроавтобус и внедорожник жестко столкнулись в Петрозаводске (видео) - Петрозаводск говоритИнцидент произошел на пересечении улиц Гоголя и Антикайнена вчера вечером.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Выступление Пряжинского городского поселения.jpg - Министерство по вопросам национальной политики  Международный день родного языка Пряжинский национальный муниципальный район отметил фестивалем сельских поселений.
    22.02.2018 Министерство по вопросам национальной политики
    Накануне Дня защитника Отечества Гирвасской школе в Карелии присвоено ... - ОНФ в КарелииВ преддверии Дня защитника Отечества к проекту Общероссийского народного фронта «Имя героя – школе» присоединилась Гирвасская средняя общеобразовательная школа Кондопожского района Карелии.
    21.02.2018 ОНФ в Карелии
    Выставка «Они есть… Калевала сегодня» - Министерство культуры28 февраля – День всемирно известного карело-финского эпоса «Калевала». На протяжении всей своей истории Национальный театр Карелии постоянно обращается к «Калевале»: на основе эпоса создаются спектакли,
    22.02.2018 Министерство культуры
    Душа просит хюгге - Моя газета+
    Душа просит хюгге
    Стены белые как морская пена переносят гостя на заснеженные просторы севера.
    Моя газета+
    Юные виртуозы - Моя газета+
    Юные виртуозы
    Прозвучали аплодисменты, и симфонический оркестр протяжно начал наигрывать мотивы, написанные израильским композитором XX века Авни Боазом.
    Моя газета+
    Команда Отдела Росгвардии по Республике Карелия стала призером чемпионата Карельского Регионального ОГО ФСО "Динамо" по лыжным гонкам - Отдел вневедомственной охраныВ спортивном центре «Курган» имени олимпийского чемпиона Федора Терентьева прошел чемпионат Карельского Регионального ОГО ФСО "Динамо" по лыжным гонкам.
    21.02.2018 Отдел вневедомственной охраны
    turchin-nikita - Gubdaily.Ru17-летнего участника «Битвы экстрасенсов» избили в московском метро, никто из очевидцев ему даже не помог, сообщает  Rep.ru .
    22.02.2018 Gubdaily.Ru
    Анатолий Викторов (Турбодед) Фото: ИА "Республика"/Сергей Юдин - ИА РеспубликаФестиваль «Зимний драйв» впервые проходит в Сортавале. Он стартовал 22 февраля на льду озера Айранне.
    22.02.2018 ИА Республика
    Ветераны ВОВ смогут бесплатно ездить в маршрутках Петрозаводска - Петрозаводск говоритИменные проездные билеты станут выдавать с 1 марта в комплексном центре социального обслуживания «Истоки».
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Состоялось II заседание Молодежного парламента Карелии IV созыва - Законодательное Собрание21 февраля в Большом зале Законодательного Собрания состоялось второе заседание молодых парламентариев.
    22.02.2018 Законодательное Собрание
    Сотрудницы ГИБДД подарили водителям световозвращающие жилеты - Петрозаводск говоритВ преддверии 23 февраля в столице Карелии прошла необычная акция ГИБДД, во время которой водителей-мужчин поздравляли с наступающим праздником.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит
    Заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия Анна Борчикова совершила рабочую поездку в Сегежу.
    22.02.2018 Министерство строительства
    Сортавальские рыбаки потеряли ориентацию и забрели в Финляндию - Петрозаводск говоритРаскаявшихся мужчин наказали штрафом. Инцидент с пересечением государственной границы произошел в начале февраля.
    22.02.2018 Петрозаводск говорит