Круглый стол по машиностроению в администрации Петрозаводска. Фото: "Республика"
В среду, 19 сентября, в администрации Петрозаводска прошел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам машиностроения в карельской столице. Участие в нем приняли представители городских и региональных властей, а также руководители профильных производств.
— Конечно, Петрозаводск не сможет и, наверно, не должен вернуться к объемам и видам производственной деятельности, которые были у нас в советский период. Это было другое государство, другие масштабы, другие задачи, — сказала, открывая круглый стол, глава города Ирина Мирошник. – При этом отрадно, что и в новых условиях в нашем городе развиваются отрасли машиностроения, судостроения, металлообработки. Посещая эти производства, приятно замечать, что это не просто возрождение старых мощностей; это внедрение новых технологичных процессов.
Ирина Мирошник на круглом столе по машиностроению. Фото: «Республика»
О цели круглого стола рассказал председатель карельского отделения Союза машиностроителей России Леонид Белуга. По его словам, главная задача подобных мероприятий – собрать в одном месте представителей крупного бизнеса, которому требуется определенная продукция, и среднего/малого бизнеса, способного эту продукцию ему поставить. За крупный бизнес на встрече отвечал в первую очередь «Петрозаводскмаш».
Выполнение второй задачи круглого стола – рассказать предпринимателям о мерах государственной поддержки, существующих в Карелии, – взяли на себя первый замминистра экономического развития республики Александр Ломако и первый замгендиректора Корпорации развития республики Ольга Волкова.
Александр Ломако рассказал, что валовой региональный продукт в республике в последние годы поступательно увеличивается и в 2017 году достиг уровня 250 миллиардов рублей. При этом обрабатывающие производства занимают в нем 18%, этот показатель тоже отличается позитивной динамикой.
Александр Ломако. Фото: «Республика»
Растет в республике и индекс промышленного производства. По итогам первого полугодия 2018 года этот показатель составил 103,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Республиканское правительство поддерживает карельских производителей. В частности, при его поддержке планируется создание так называемой цифровой верфи на площадке Онежского судостроительно-судоремонтного завода: руководство Карелии уже подготовило предложения по источникам финансирования для реализации проекта, в ближайшее время их направят в федеральное правительство.
Кроме того, еще в мае были подписаны соглашение о намерениях и меморандум о взаимопонимании, по которым белорусский холдинг «Амкодор» планирует построить в Карелии завод, производящий лесозаготовительную технику. Правительство Карелии готово предоставить инвестору льготы по кредитованию, налогообложению и тарифам на энергоресурсы.
В то же время машиностроение занимает скромную долю в структуре карельского экспорта – лишь 15,8 миллиона долларов США при общем объеме экспорта в 1,1 миллиарда долларов. Исправить ситуацию, считает Ломако, поможет сотрудничество с Российским экспортным центром, к совместной работе с которым он призвал машиностроителей.
Леонид Белуга. Фото: «Республика»
Бизнесмены в свою очередь поинтересовались у первого замминистра, какой объем субсидий предприятиям республики запланирован на будущий год в региональном бюджете. По словам Александра Ломако, заявки на компенсацию определенных затрат в ведомство уже поступают, и министерская комиссия их рассматривает.
Ломако отметил, что в 2018 году на эти цели в бюджет было заложено около 40 миллионов рублей, конкурсная кампания по этому направлению уже проведена. На будущий год машиностроители предложили заложить существенно большую сумму.