28 июня в 16.00 в Национальной библиотеке Республики Карелия в рамках культурно-деловой миссии Санкт-Петербурга открывается выставка сорока факсимильных копий картин выдающегося русского художника Николая Рериха, написанных им в Карелии. Эта выставка – подарок Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов жителям города Петрозаводска к 315-летию со дня его основания.
Слова Николая Константиновича Рериха из очерка «Подземная Русь» дали название выставке факсимильных репродукций, организованной в год столетнего юбилея пребывания семьи Рерихов в Карелии (1916–1918). Выставка посвящена теме Севера в творчестве Николая Рериха. На ней будут представлены более 40 работ, сопровождаемых информационными материалами, фотографиями, редкими изданиями.
Тема Севера играет особую роль и отличается исключительной разработанностью в творчестве Н. К. Рериха. Если бы художник не поехал на Восток и не получил известность как «певец гор», он остался бы в истории русской живописи «певцом Севера».
С отрочества Рерих серьезно увлекался археологией. Именно эта наука становится основой знаний Николая Константиновича о культуре Севера. Н. К. Рерих в своих искусствоведческих статьях призывает обратить внимание на компоненты, из которых, по его мнению, складывалась русская культура, указывая на первичное мощное влияние культуры северных народов.
Само происхождение рода Рерихов способствовало раннему зарождению интереса к «варяжской» теме и определило неослабевающий интерес Рериха к северной истории и культуре. Фамилия Рерих, а точнее, Рёрих (Roerich) имеет северогерманские корни. Тема викингов ярко выделилась в раннем творчестве Н. К. Рериха. С 1906 по 1910 год Н. К. Рерих пишет ряд картин, посвященных теме походов и быта викингов.
В 1916 году Рерих оказывается на территории княжества Финляндского: тяжелое заболевание легких приводит его на лечение в Сортавалу. В Карелии создаются десятки пейзажей: «Юхинлахти», «Озеро Хюмпола», «Ладожское озеро», «Тулола», «Северные острова», «Скалы и утесы», «Ладога», «Север» и другие.
Поездка на Валаам дает всплеск творчеству, рождаются «Святое озеро», «Святой остров», «Столпник». Николай Константинович задумывает сюиту «Героика», построенную по мотивам скандинавской мифологии.
В 1918 году Рерихи покинут Карелию, но преображенный памятью образ Севера еще не раз возникнет на полотнах Николая Константиновича, лучшим из которых в этом ряду следует назвать «Мост славы» (1923) – гимн духу, символически переданному на картине в виде северного сияния над Ладожским озером. В 1930–40-е годы Н. К. Рерих практически повторит некоторые сюжеты, задуманные и впервые осуществленные в Карелии. Образ милой сердцу Рериха северной России до конца дней будет оживать на полотнах мастера.