Национальным языкам - особое внимание!

Открывая заседание, Александр Худилайнен подчеркнул, что закон о государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков, принятый в Карелии еще в 2004 году, является уникальным документом и дает практически неограниченные возможности по сохранению и развитию языка. Также он добавил, что в Карелии идет большая работа по изучению родных языков. В качестве примера Глава РК привел свою недавнюю поездку по северным районам Карелии, когда его приятно поразило выступление малышей, игравших спектакль на карельском языке.
Сначала с докладом выступила министр образования республики Ирина Кувшинова. По ее словам, в дошкольных образовательных учреждениях уже более 10 лет ведется изучение карельского, вепсского и финского языков. В детских садах Петрозаводска, в Калевале, Олонецком районе и поселке Пряжа появились уникальные авторские методики. Родные языки изучают в общей сложности 1059 дошкольников, 875 из них изучают карельский язык, 55 – вепсский и остальные – финский. Количество детей, изучающих родные языки, увеличивается. Однако министр указала на ряд существующих в настоящее время проблем.
– Обучение языкам проходит в условиях отсутствия языковой среды, воспитанники и обучающиеся практически не слышат речи в быту и не общаются на родных языках с родителями, – пояснила Ирина Кувшинова. – В такой ситуации важнейшими задачами становятся развитие и формирование интереса к изучению родных языков у детей и их родителей посредством проведения фольклорных и совместных праздников. Это обстоятельство заставляет пересматривать и теоретические предпосылки реализации содержания обучения родным языкам как вторым языкам в детских садах. Внедрение в практику принципиально новых подходов и методов обучения выдвигает на первый план новые приоритеты двуязычного обучения, предполагающего осознанное владение языком.
Обучение языкам в детских садах осуществляют 44 педагога. Как и в целом всю систему образования, детские сады преследуют проблемы старения педагогических кадров, маленькой заработной платы сотрудников, нехватки учебно-методических пособий.
– Сегодня детские сады работают по программам, которые подготовили сами педагоги Карелии, – сказала министр. – Также ощущается острая необходимость разработки современных дидактических материалов для раннего обучения и детской литературы на национальных языках. В связи с этим мы предлагаем общественным организациям сообща провести конкурс на лучший дидактический материал для дошкольного образования и затем внедрить его в систему дошкольного образования.
Что касается обеспечения детей методическими материалами, то в рамках долгосрочной целевой программы развития образования в Карелии на 2011–2015 годы уже изданы учебник собственно карельского языка для 3 класса, учебник карельского языка на ливвиковском наречии для 2 класса, учебники финского языка для 3 и 4 класса и рабочая тетрадь по карельскому языку. Кроме того, подготовлены к изданию учебник карельского языка для 4 класса, учебник вепсского языка для 3 класса. В следующем учебном году эти подготовленные рукописи пройдут апробацию в школах республики.
Одной из самых перспективных методик обучения детей родным языкам в детском саду специалисты называют методику «языкового гнезда», то есть погружения ребенка в языковую среду. Подробнее о «языковых гнездах» рассказала член правления республиканской молодежной общественной организации «Нуори Карьяла» Наталья Антонова, которая является региональным координатором финно-угорского проекта «Языковое гнездо».
По словам Натальи Антоновой, сегодня изучение национальных языков не предусматривает спонтанного использования языка в разговорной речи.
– Пока что имеет место простое заучивание языковых конструкций, слов, стихов, практикуются письмо и чтение. Мы еще не озадачиваемся тем, как наши языки вернуть в общество, – сказала она. – Один из самых эффективных способов – создание групп в детских садах, где воспитательный процесс будет идти на национальных языках. Деятельность «языковых гнезд» уже положительно зарекомендовала себя в Финляндии.
«Языковое гнездо» основывается на добровольном выборе. Однако включать в него 5–6-летних детей уже поздно, так как самый эффективный возраст для обучения примерно до трех лет.
– Маленький ребенок начинает понимать язык очень быстро, спонтанно, естественным образом, – продолжила Наталья Антонова. – «Гнездо» не требует колоссальных финансовых затрат, необходимо лишь собрать все знания по преподаванию языков, накопленные в республике за последние годы. Акцент надо сделать на языковую компетенцию воспитателей.
Кстати, эта практика уже применяется в четырех группах детских садов Карелии. Два «гнезда» расположены в Петрозаводске, в Туксе и Шелтозере по одному.
Далее проректор по довузовской и профориентационной работе Петрозаводского государственного университета Анатолий Лопуха проинформировал собравшихся о ситуации с изучением национальных
языков.
– За последние четыре года прием на наш факультет сократился примерно в два раза, – сказал он. – Для краткости буду говорить по «языкам». В 2011 году мы выпустили 18 финнов, 15 карелов, 7 вепсов. В этом году выпускаем 14 финнов, 13 карелов. Вепсов среди них нет. В прошлом году мы приняли 24 финна, карелов и вепсов ни одного. План приема в этом году – 21 бюджетное место. По-прежнему востребованы финский язык, литература и переводоведение. Что касается сокращения изучающих карельский и вепсский, то это связано в первую очередь с узкой сферой применения этих языков в дальнейшем.
Анатолий Лопуха добавил, что определенные сложности у абитуриентов вызывает обязательный экзамен по литературе.
– В этом году из 4430 сдающих ЕГЭ литературу выбрали всего 294 человека, – пояснил он, – то есть проблемы с абитуриентами не только у нас. Поэтому мы готовы принимать на наш факультет студентов и даже «штучно» их обучать, хотя это представляет особую проблему.
Для решения этих проблем Александр Худилайнен предложил Министерству образования разработать систему стимулирования дошкольных воспитателей, школьных учителей и молодых специалистов со знанием национальных языков с дальнейшим внесением этих поправок в бюджет следующего года.
Торжественным моментом заседания стало награждение победителей республиканского конкурса журналистских работ на карельском, вепсском и финском языках «История Карелии: лица и судьбы».
Как рассказал председатель Госкомитета республики по вопросам национальной политики Андрей Манин, конкурс был посвящен проведению в стране Года российской истории и призван рассказать об истории Карелии, о людях, внесших большой вклад в социально-экономическое и культурное развитие республики.
Победителями конкурса стали журналисты и внештатные авторы, пишущие на прибалтийско-финских языках, из Петрозаводска и районов Карелии, им вручены дипломы и подарки.
Дмитрий НАУМОВ 

Чемпионат "Абилимпикс" - ПетрГу В ПетрГУ прошел региональный этап конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс" среди инвалидов.
ПетрГу
Мужчина в Карелии выкрал холодильник у мужа умершей матери - Петрозаводск говорит Житель Муезерского района пришел в чужую квартиру переночевать и увез чужое имущество Мужчина в Муезерском районе перебрал с алкоголем, поссорился с подругой и ушел ночевать в квартиру покойной матери.
Петрозаводск говорит
Жители Карелии стали получать поддельные постановления от лица полиции - Петрозаводск говорит Аферисты воспользовались новой уловкой, но пенсионерка вовремя позвонила в полицию Мошенники под видом полицейских пытаются обмануть жителей Карелии, используя поддельные документы.
Петрозаводск говорит
Новый препарат от ковида получил регистрацию Минздрава - StolicaOnego.Ru фото: © wayhomestudio / Freepik Препарат успешно прошел все необходимые клинические исследования Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России получило постоянную регистрацию препарата от коронавируса «М
StolicaOnego.Ru
Охрану усилят на музыкальном фестивале в Карелии - Петрозаводск говорит На безопасность гостей, волонтеров и артистов фестиваля «Воздух Карелии» выделено более трех миллионов рублей Более трех миллионов рублей потратят на обеспечение безопасности зрителей, волонтеров,
Петрозаводск говорит