На заседании Комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Республики Карелия обсудили проект закона, разработанный в соответствии с мероприятиями Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016-2019 годы.
Законопроект предусматривает комплекс мер по повышению налогового потенциала за счет отмены ряда бессрочных налоговых льгот, установленных региональным налоговым законодательством по налогу на имущество организаций, не связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Карелия. Ожидаемые дополнительные поступления в бюджет Республики Карелия за счет изменений, предусмотренных законопроектом, составляют 290,4 млн. рублей.
Как отметила в своем выступлении И.о. Министра финансов РК Елена Антошина, предлагается принципиальное изменение подхода к предоставлению налоговых льгот – система должна обеспечивать повышение бюджетной и экономической эффективности, мотивировать развитие предпринимательства в отраслях.
- Все предложения основаны на результатах анализа применения действующих до настоящего времени налоговых льгот для производителей и согласованы с отраслевыми министерствами, - рассказала Е. Антошина, - Мы предполагаем замену бессрочных, слабо востребованных налоговых льгот на современные меры поддержки, стимулирующие деловую и инвестиционную активность.
Первое предлагаемое нововведение связано с отменой льготной ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,1% для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств. По итогам 2016 года этой льготой воспользовалось 9 организаций на общую сумму в размере 24,3 млн. рублей, Анализ деятельности данных предприятий показал, что эта льгота не оказывает существенного влияния на финансово-экономические показатели деятельности. Значительно более существенна государственная поддержка в виде субсидирования – данные организации получили государственную поддержку из бюджета в сумме 208,2 млн. рублей. А в целом на господдержку сельского хозяйства ежегодно направляется 400-450 млн. рублей.
Отмена льготы по налогу на имущество не создаст финансового риска для крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку они в качестве системы налогообложения чаще всего выбирают единый сельскохозяйственный налог, а также могут применять упрощенную систему налогообложения, что освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от обязанности выплачивать ряд налогов, в том числе налог на имущество.
- Мы предлагаем в поддержке сельского хозяйства акцент сделать на увеличение объемов государственной поддержки - субсидировать организации из бюджетов всех уровней с условием наращивать объемы сельскохозяйственного производства и переоснащать хозяйства. Это позволит придать адресную направленность такой помощи, - подчеркнула Елена Антошина.
Следующее предложение связано с отменой льготной ставки по налогу на имущество организаций (в размере 1,8%) для организаций, занимающихся лесозаготовками. По итогам 2016 года такой льготой воспользовалось 12 организаций на общую сумму в размере 11,8 млн. рублей. При этом, по данным Карелиястата, по состоянию на 1 января 2016 года по виду деятельности «Лесозаготовки» зарегистрировано 324 организации (относящихся к категории малого и среднего бизнеса). То есть, установленная льгота востребована слабо и применяется только 4% организаций, занимающихся лесозаготовками. Анализ применения льготы и показателей отрасли за более чем 10 лет свидетельствует, что льгота не носит стимулирующего характера и используется в основном как источник оборотных средств.
Также предлагается отменить льготную ставку по налогу на имущество организаций (в размере 1,8%) для организаций, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева. По итогам 2016 года льготой воспользовалось 13 организаций на общую сумму в размере 23,1 млн. рублей.
По данным Карелиястата, по состоянию на 1 января 2016 года по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» зарегистрировано 453 организации (относящихся к категории малого и среднего бизнеса), то есть установленная льгота также слабо востребована и применяется только 3% организаций, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева. Учитывая необходимость поддержки перерабатывающих производств, предлагается переориентировать форму поддержки. Так, в настоящее время прорабатывается вопрос по установлению дифференцированных пониженных ставок по налогу на имущество организаций для организаций обрабатывающих производств в отношении приобретенных и вновь введенных основных средств в зависимости от времени их использования с момента ввода в эксплуатацию. Кроме того, в части технического переоснащения, модернизации фондоемких производств уже действует достаточно широкий спектр льгот, стимулирующих инвестиционные вложения.
Проект закона также содержит положения о переводе с 1 января 2018 года на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества административно-деловых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 кв. метров и помещений в них; офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв. метров; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств.
В 2017 году переход на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества осуществлен по торговым объектам. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению муниципальным имуществом и организации закупок, содержит 61 объект-здание. В 2017 году организациями-собственниками этих объектов уплачено 55,1 млн. рублей налогов. И предлагаемые изменения в Закон – это продолжение реализации положений Налогового кодекса РФ о переходе на кадастровое налогообложение. При этом необходимо отметить, что такой переход уже осуществлен в 2/3 субъектов Российской Федерации.
Одновременно с отменой льготной ставки для некоторых категорий предприятий предлагается установить пониженную ставку налога на имущество организаций в размере 0,2 процента для социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта [1] .
Также предложено для государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия предоставить льготу по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
И.о. Министра финансов РК Е. Антошина и представители профильных министерств ответили на вопросы депутатов и после обсуждения законопроекта члены Комитета ЗС РК рекомендовали карельскому парламенту принять проект закона в первом чтении.
Министерство финансов Республики Карелия
[1] Данная мера предусмотрена в целях исполнения Комплексного плана мероприятий Республики Карелия по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 4 октября 2016 года № 760р-П. Данное распоряжение принято во исполнение поручения Президента Российской Федерации.