В Карелии завершила работу республиканская августовская общественно-педагогическая конференция. Одна из секций была посвящена вопросу профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Петрозаводском педагогическом колледже обсудить столь важный вопрос собрались представители колледжей и техникумов республики, руководители коррекционных учреждений, психологи, социальные педагоги, представители общественных организаций инвалидов.
Во всех профессиональных образовательных организациях Республики Карелия обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья по специальностям, обучение по которым им не запрещено медицинскими показаниями.
По словам специалиста министерства образования Карелии Натальи Колесниковой, в 2018 году в образовательных организациях среднего и высшего образования, расположенных на территории Республики Карелия, обучается 103 человека с инвалидностью. Студенты осваивают разнообразные профессиям и специальности. По информации приемных комиссий, в новом учебном году поступили на обучение 20 абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.
Оксана Теряева, заместитель директора по научно-методической работе Петрозаводского педагогического колледжа, представила действующую модель организации профориентационной работы с ребятами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализуемой в рамках социального партнерства на базе Регионального ресурсного учебно-методического центра.
Специалисты базовой профорганизации применяют диагностические методики, способствующие самоопределению и профессиональному выбору. Более 250 школьников прошли тестирование с использованием автоматизированных тестов экспресс-профориентации.
Также в процессе профессионального самоопределения обучающихся используются профессиональное просвещение, информирование и консультирование.
Проведение профориентационной работы требует от специалистов и школ, и профессиональных образовательных организаций знаний особенностей взаимодействия с ребятами, имеющими различные нарушения здоровья, создание специальных условий обучения и системы мер социальной поддержки.
Большой интерес у участников секции вызвали профориентационные программы и модели «Моя профессия», «К.О.М.П.А.С.», «Карусель», «Профдайвиг», «Центр трудоустройства». Все они разработаны командами профессиональных образовательных организаций и могут успешно применяться в сотрудничестве с общеобразовательными школами, коррекционными школами-интернатами, колледжами и техникумами, центрами трудоустройства, работодателями, общественными организациями. Авторы методик готовы поделиться опытом.
По итогам работы собравшиеся отметили большие перспективы и значимость проводимой колледжем работы по организацию профориентационного консультирования и профессионального просвещения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также динамично развивающуюся систему межведомственного взаимодействия при проведении такой работы.
В планах - повышение уровня и качества подготовки педагогических и управленческих кадров для системы профессионального образования с внедрением инклюзивных технологий, формирование единой информационной среды инклюзивного образования с применением электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий, распространение конструктивного опыта сетевого взаимодействия с учетом использования ресурсного потенциала базовой профессиональной образовательной организации.
Ну, и конечно, проведение мероприятий по профориентационной работе с обучающимися и абитуриентами из числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, включающими активные методы обучения и приемы, тренинги, методики, мастер-классы, профессиональные пробы.
Директор Педагогического колледжа Оксана Старшова добавила, что в рамках проекта «Доступная среда» специалисты колледжа и приглашенные эксперты в области инклюзивного образования будут проводить бесплатные курсы повышения квалификации для педагогических работников.