Митрополит Константин: «Две важнейшие догматические истины, сформулировал Иисус Христос в беседе с самарянкой: Бог есть Дух и отныне можно богослужение совершать по всей Вселенной»

Фото: eparhia.karelia.ru

Состоялось Архиерейское богослужение в день престольного праздника св. вмч. Георгия Победоносца в Видлице

6 мая 2018 года, в Неделю о Самаряныне, день памяти св. вмч. Георгия Победоносца митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в храме святого Георгия в с. Видлица Олонецкого района

Владыке сослужили настоятель храма иерей Виктор Виноградов, секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко и протодиакон Владимир Морозов. За богослужением молились настоятельница Сяндемского Успенского женского монастыря игумения Варвара (Иванова), Глава администрации Видлицкого сельского поселения Степанова Татьяна Васильевна, прихожане.

Богослужебные песнопения исполнил хор Сяндемского Успенского женского монастыря.

На малом входе митрополит Константин наградил правом ношения камилавки настоятеля храма иерея Виктора Виноградова.

После чтения Евангелия владыка Константин обратился к присутствующим со словом назидания:

Эта пасхальная Неделя, 5-я по Пасхе, называется «Неделя о самаряныне». Чем же знаменательна была беседа Христа с самарянкой, которую мы сейчас слышали, что ей посвящена целая неделя?

Когда Иисус Христос стал известен, подкрепляя свою евангельскую проповедь многочисленными чудесами, то слава о Нем шла впереди. Простой народ любил Иисуса Христа; иудейские мудрецы, книжники и фарисеи завидовали черной завистью его славе, старались Его подловить на чем-нибудь, унизить и оскорбить, и при возможности даже убить. Поэтому Иисус Христос часто переходил с места на место. И вот, когда уже невозможно было находиться в Иудее из-за враждебного отношения к Нему иудейской знати, Он решил перейти в Галилею. Но путь Его лежал через Самарию. А самаряне, как вы слышали сейчас из Евангелия, с иудеями находились в крайне враждебных отношениях. Кстати сказать, и до настоящего времени эта народность – самаряне – существует, правда, осталось их очень немного.

Иудеи презирали самарян и гнушались ими, а самаряне им в ответ платили ненавистью. Какова была степень вражды, можно видеть из такого примера. Иудеи предпочитали в своих путешествиях из Галилеи в Иерусалим и обратно обходить это место, делая огромный крюк. Если же у них не было времени, и им приходилось проходить через Самарию, то у иудеев считалось высшей степенью добродетели не сделать в жару даже глотка воды в Самарии. Это считалось величайшим добрым делом перед Богом. Когда мы уже знаем об этом, нам становится более понятна беседа Иисуса Христа о воде у этого колодца Иакова, которому тогда уже было примерно полторы тысячи лет.

Иисус Христос утомился в жаркий полдень. Он шел через Самарию и присел отдохнуть у колодца, а ученики Его пошли в близлежащий самарийский городок Сихарь купить там еды. Иисус Христос, конечно же, знал о враждебных настроениях. Но были и другие примеры. Например, когда Он исцелил десять прокаженных мужей, и девять из них разбежались, и только один возвратился воздать хвалу Богу, то он был самарянин. Христос проповедовал всем. Христианство не является узко-национальной религией. Ко Христу призваны все народы мира.

И вот, Он сидит у этого колодца и ждет. Он – Богочеловек. Как Бог, Провидец – Он знал, кто придет. И Он же как Человек изнемогал от жажды. Удивительное дело! Жаждет Творец неба и земли, Тот, о Котором совсем недавно, в Пасхальную ночь, громогласно читалось во всех христианских храмах: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» и «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1,3). Им, Словом, все начало быть, Им, Сыном Божиим, Им, Который носил земное имя Иисус Христос. И вот, идет некая жена самарянка с кувшином, как обычно, на плече, для того, чтобы почерпнуть воду из этого колодца, который был в низинке, и принести воду обратно в свой город Сихарь. О чем она думала? Если Иисус Христос думал о проповеди Евангелия среди самарян, то она, наверное, думала о своей неудавшейся личной жизни, о том, что она пять раз пыталась создать семью, но ничего не получалось. По ее ли вине, по вине ли других людей – а может быть, и то, и другое – мы этого не знаем. Но горько было ей. И вот, она встречает Человека, по одежде иудея, Который просит у нее воды попить. И она говорит Ему: как же Ты, будучи иудеем, просишь у меня воды? Ведь известно, что иудеи с самарянами не общаются (ср. Ин. 4:9).

Иисус Христос переводит постепенно разговор с обычной воды на воду духовную, воду, которая ассоциируется с жизнью вечной, т.е. на евангельское учение, воду, выпив которую человек не захочет уже больше никакой другой воды. И Он говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (ср. Ин. 4:10). Иисус Христос говорит ей об истине как о живой воде.

Она не понимает, о чем идет речь, и говорит: как же Ты можешь дать воду, если колодец глубокий, а у Тебя даже почерпнуть со дня этого колодца нечем? (ср. Ин. 4:11) Тогда в народе живой водой называли ту воду, которая течет, то есть ключевую. Колодец был глубокий, и там была не только дождевая вода, но и на дне этого колодца бил ключ. Поэтому и говорили: живая вода.

Мы знаем, что вода является носителем жизни. И даже в настоящее время, когда астрономы открывают какую-нибудь планету, то в первую очередь ставится вопрос: а есть ли там вода? И если там находятся какие-то следы воды, какой-нибудь лед, то сразу рождаются бурные фантазии: если там есть вода, то, может быть, там и жизнь есть?

Но фантазии фантазиями, а Земля является духовно центральным объектом Вселенной, потому что здесь воплотился Сын Божий. Земля религиозно центральна. Иисус Христос переводит разговор на тему жизни вечной, духовной. Он говорит: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (ин. 4:14). А затем предлагает женщине сходить и пригласить своего мужа, чтобы объяснять им обоим. И она говорит, что нет у нее мужа. Иисус Христос ей отвечает: «Правду ты сказала, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:17).

И тут, видя, что перед нею Пророк, она задает вопрос религиозный. Потому что не случайно Иисус Христос ее поджидал. Где, спрашивает она, правильнее поклоняться Богу: вот на этой горе Гаризим, что тут у нас в Самарии, или же в Иерусалиме? Иисус Христос отвечает, что до настоящего времени правильно было поклоняться в Иерусалиме, но наступает время, и наступило уже, то есть, с пришествием в мир Иисуса Христа, когда на всяком месте люди, которые поклоняются Богу в духе и истине, сумеют приносить жертву Богу, потому что Бог есть Дух (Ин. 4:20-24). И в этом коротком ответе Иисуса Христа заключается, можно сказать, весь смысл этой беседы, весь смысл Недели о самарянке. Здесь заключаются две догматические истины.

Первая догматическая истина, которая так четко прозвучала в устах Иисуса Христа и которая не была сформулирована до Него, есть та, что Бог есть Дух. И более подробная формула: Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух. Если кто у вас, у христиан, спросит, как вы понимаете Бога, то надо отвечать коротко и ясно, практически словами Иисуса Христа: Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух.

И другая истина. В те времена, 2000 лет назад и раньше, главной частью богослужения было жертвоприношение, которое можно было совершать только в одном месте: в Иерусалиме. Хотя по всей Иудее и за ее пределами, в местах рассеяния иудеев: в Александрии, и на Кипре, и на Крите, и в Риме, и в Фессалониках – везде, где существовали иудейские общины, там же были и синагоги. Но в синагогах полноценное богослужение, такое, как в Иерусалиме, с жертвоприношениями, категорически было запрещено совершать. Синагоги были только местом священных собраний, местом чтения Священного Писания – Торы, местом религиозного и бытового общения, местом, где решались различные хозяйственные, политические и прочие вопросы жизни иудейской общины. Богослужение же совершалось только в иерусалимском Храме и больше нигде. И вот Иисус Христос говорит: наступила новая эра, когда богослужение в духе и истине можно будет совершать по всей Вселенной, там, где есть поклонники Богу в духе и истине, ибо таковых ищет Себе Господь Бог (Ин. 4:21-24).

Вот две важнейшие догматические истины, которые сформулировал Иисус Христос: Бог есть Дух и можно отныне богослужение совершать по всей вселенной. И с приходом Иисуса Христа вместо кровавых жертв в Иерусалиме приходят бескровные жертвы: Таинство Евхаристии, Таинство, когда хлеб пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, а вино пресуществляется в честную Кровь Господа Иисуса Христа.

Вот две самые главные вещи, которые должны мы усвоить себе из евангельского отрывка о беседе Иисуса Христа с самарянкой: о повсеместности богослужений, о замене кровавых иерусалимских жертв на бескровные жертвы христиан и о том, что Бог есть всесовершенный абсолютный личный Дух.

Самарянка побежала в свой город и сказала: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29) Она так говорит, испытывая, конечно, жгучий стыд. Но восхищение от того, что она беседовала с Пророком, с Мессией, было гораздо сильнее. И вот, из этого города вниз устремилась разноцветная толпа самарян, одетых в пестрые восточные одежды. Они окружили Иисуса Христа, Который в это время беседовал со Своими недоумевающими учениками. И такой радости общения у Иисуса Христа за три с половиной года Его скитальческой жизни нигде не было по всей Иудее. Там его просили, но просьбы были чисто утилитарные: помочь, исцелить, воскресить, накормить или еще что-то сделать полезное, в то время как другие учителя ненавидели Его. А эти самаряне просто пригласили Его в гости, и Он находился в их городе целых два дня (Ин. 4:40). Они Его не просили ни о чудесах, ни об исцелениях, ни о том, чтобы Он накормил их. Это была чисто духовная беседа. И Евангелие зафиксировало, что только одни самаряне той местности так радостно, так бескорыстно, так гостеприимно, не желая от Него материальных благ, смогли встретить Господа нашего Иисуса Христа. И они говорили жене самарянке: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).

Мы знаем из жизни этой самарянки, что ее звали Фотиния, в переводе на русский, «Светлана», что она и ее дети стали проповедниками Христа и претерпели мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа.

Дай Господи и нам поклоняться Богу в духе и истине и хвалить имя Божие на всякий час, во всякое время и во всяком месте. Аминь. Христос воскресе!"

После сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

В конце богослужения под пение Пасхальных стихир состоялся Праздничный крестный ход с кроплением святой водой.

После Божественной Литургии Владыка подарил храму напрестольное Евангелие и наградил Благодарственными грамотами к престольному празднику благотворителей и причетников храма: Генерального директора СМУ – 53 г. Санкт-Петербурга Евдокимова Виктора Егоровича, алтарников храма Токарева Александра Васильевича и Аутио Алексея Ульясовича, помощника настоятеля по социальной работе Богданову Валентину Ивановну, певчую храма Шиманскую Татьяну Николаевну, дежурных храма Татчиеву Татьяну Ивановну, Говорушко Надежду Петровну, Фадееву Валентину Николаевну.

Глава администрации Видлицкого сельского поселения Степанова Татьяна Васильевна и настоятель иерей Виктор поблагодарили владыку Константина за совершенное богослужение.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год.
 
По теме
В день Святой Троицы митрополит Константин совершил Литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского - Петрозаводская и Карельская епархия 27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе Александра Невского.
27.05.2018
В Неделю 6-ю по Пасхе, митрополит Константин совершил Божественную литургию и крестный ход в Крестовоздвиженском соборе - Петрозаводская и Карельская епархия 13 мая 2018 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию и Пасхальный крестный ход в Крестовоздвиженском соборе г.
13.05.2018
Кондопожский приход собирает фотографии в память об утраченной святыне, из столицы Карелии десятками фур вывозят несанкционированный мусор, трое человек попали в больницу в результате ДТП — главные события дня в нашей подборке.
17.08.2018
 
Ответственный секретарь Карельского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Антошко Е. А.
17.08.2018
Успенская церковь поджог подросток - Gubdaily.Ru 15-летний подросток, подозреваемый в поджоге Успенской церкви , сейчас на 30 суток помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
17.08.2018
 
 
От 80 до 250 миллионов рублей - во столько обойдется реставрация церкви. 15 августа деревню Кондопогу посетила экспертная комиссия из чиновников, архитекторов-реставраторов и специалистов в области деревянного зодчества.
16.08.2018
Настоятель местного прихода уверяет: они делали все возможное. Карельский академик Вячеслав Орфинский (специалист по народному деревянному зодчеству Русского Севера) в интервью «Радио Свободы» заявил,
16.08.2018
В Кеми мужчина признан виновным в покушении на убийство - Следственный комитет Собранные Кемским межрайонным следственным отделом Следственного комитета РФ по Республике Карелия доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 33-летнему местному жителю.
17.08.2018 Следственный комитет
2018-08-17_Akimov.jpg - МВД Республики Карелия Отделом уголовного розыска ОП №3 УМВД России по городу Петрозаводску разыскивается подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ «Кража».
17.08.2018 МВД Республики Карелия
ДТП в Лахденпохском районе. Фото: пресс-служба ГИБДД Карелии - ИА Республика Серьезное ДТП случилось этой ночью в поселке Куркиёки. Сегодня в половине первого ночи в поселке Куркиёки Лахденпохского района произошла серьезная авария с участием отечественной легковушки.
17.08.2018 ИА Республика
Успенская церковь поджог подросток - Gubdaily.Ru 15-летний подросток, подозреваемый в поджоге Успенской церкви , сейчас на 30 суток помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
17.08.2018 Gubdaily.Ru
10 августа в Кондопоге уничтожена пожаром церковь Успения Пресвятой Богородицы ‒ памятник заонежской деревянной архитектуры XVIII века, объект культурного наследия федерального значения.
14.08.2018 Десятый регион
Выход в озеро - Администрация главы Республики Карелия В рамках проекта «Лодка, которая создала нацию» Карельской региональной общественной организации «Лига прибалтийско-финских народов» шесть школьников из Шелтозерского,
17.08.2018 Администрация главы Республики Карелия
ОНФ в Карелии взял на контроль ситуацию с создающей угрозу здоровью на... - ОНФ в Карелии В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Республике Карелия обратились жители поселка Пряжа, обеспокоенные состоянием полигона твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенного в 1 км от населенного пункта.
17.08.2018 ОНФ в Карелии
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует, что проверка общеобразовательных учреждений осуществляется Управлением в течение года в рамках контрольно-надзорных плановых и внеплановых мероприятий.
16.08.2018 Роспотребнадзор
Техника поступила в шесть районов Карелии. Министерством обороны Российской Федерации по договоренности с правительством Карелии безвозмездно передано 14 автомашин для тушения пожаров АРС-14 (АРС-авторазливочная станция),
16.08.2018 ИА Республика