Заслуженный артист Карелии Сергей Стангрит:

Фото: rep.ru
«Хорошая музыка и поросятам на пользу»

«О! Я вас знаю – вы первый в России дипломированный музыкальный терапевт!» – «выдал» психотерапевт из Самары, случайно столкнувшись с Сергеем Стангритом где-то в кулуарах очередного конгресса по музыкальной терапии Северных стран. Случилось это буквально месяц назад, и Сергей Стангрит – заслуженный артист Карелии, дирижер, композитор, мультиинструменталист, музыкальный терапевт и автор кантелетерапии (к слову, официально внесенной в список методик, применяемых в России) – признается, что до сих пор не подозревал о такой репутации. Какое же значение в нашей жизни имеет музыка и действительно ли возможно применять музыку как лечебный метод? Мы попробовали выяснить это у самого Сергея Стангрита.
– Стукни по барабану ладошкой от души! – улыбаясь, «подначивает» Стангрит, усадив меня за томтом. Сам сел напротив, также с томтомом, выбивает какой-то незамысловатый ритм, периодически действительно от души лупя по барабану.
– Да не хочу я по нему стучать…
– Нет, попробуй – стукни! Выпусти стресс – мы же все в стрессах, начиная с самого рождения, которое для каждого самый первый и часто самый сильный стресс. Стукни!
Ну я и «лупанула» так, что аж ладошку «обожгло»… Расхохотались оба, и я, тут же осмелев, попросила подержать в руках кантеле. Даже попыталась «выудить» из нескольких струн что-то похожее на мелодию, а Стангрит, будто мальчишка, которому предложили любимую игру, пулей метнулся к электронному фортепиано и дополнил мой «музыкальный эксперимент». Стало получаться так красиво, что я перепугалась и отложила инструмент – велик был риск задержаться здесь слишком надолго.
А потом он открыл шкафчик, в котором помимо разных кантеле, есть еще множество шумящих и звенящих музыкальных инструментов. Увидев бубны, вспомнила, что «русский бубен на грани коллапса», и схватила первый попавшийся, а это оказался не совсем бубен. То есть, возможно, и бубен, но точно не тот, что знаком каждому с детства, – это музыкальный инструмент, в котором среди двух мембран перекатываются маленькие шарики и ты слышишь шум волн. Завораживает… Такой инструмент надо иметь дома.
В общем, после интервью я шла по улице и улыбалась каким-то своим приятным мыслям, и, что удивительно, наши «замороженные» петрозаводчане, встречавшиеся мне, улыбались в ответ. Причем не хихикали: вот, мол, идет и улыбается, как дурочка, а по-хорошему. Получается, что для меня эффект от визита к музыкальному терапевту оказался, как говорится, на лицо. Точнее, на лице.
Пять струн – Сергей Яковлевич, почему кантеле? Это дань моде на все национальное и аутентичное?
– Нет, кантеле в моей жизни появилось волею случая. После консерватории я был распределен в Ансамбль песни и танца Карельской АССР «Кантеле» дирижером оркестра, а жена Наталья – хормейстером. Это было удобно во всех смыслах – ансамбль накануне какого-то большого праздника карельской культуры в Москве получал двух специалистов, которых можно было поселить в одну маленькую комнатку служебного общежития, – смеется Стангрит.
– В общем, тогда я впервые услышал кантеле, и с первых секунд был очарован – по-другому не сказать. Сразу стал учиться играть, изучать историю ансамбля «Кантеле», финский язык и благодаря финнам, которые тщательно оберегают историю, узнал о диатоническом пятиструнном кантеле. Так пришел к народному кантеле, к истокам, и скоро в ансамбле появились малострунные инструменты. Тут вспоминается композитор Валентин Андреевич Кончаков. Когда в ансамбле появились несколько пятиструнных кантеле и йоухикко, на них нужно было что-то исполнять, а репертуаром в то время обеспечивал Союз композиторов. Такое вот регламентированное распределение труда: композитор сочиняет, музыкант исполняет. Я прихожу на заседание Союза композиторов Карелии, показываю инструмент: дескать, посмотрите, какое чудо, давайте возвращаться к истокам! Нам нужна пьеса. Композиторы кивали, но ничего не писали.
– Вы не могли сыграть то, что вам хотелось?
– А что играть? Ну наигрыши какие-то были, но чего-то своего не было. Ансамблю же хотелось в хорошем смысле «выпендриться» – блеснуть и показать что-то новое на смотре национальных ансамблей песни и танца в 1986 году. А диатонические кантеле в ансамбле появились лишь в 1985 году, то есть у нас было мало времени. Когда я в очередной раз стал чуть ли не слезно просить наших композиторов сочинить хоть что-нибудь для пятиструнного кантеле, меня после совещания подозвал Валентин Андреевич Кончаков и сказал: «Если бы ты попросил у Союза композиторов сочинить симфонию или произведение хотя бы для камерного оркестра – с удовольствием! Но писать на эти пять струн… – похлопал по-отечески по плечу, – сочиняй сам».
– Сочинили?
– Конечно! Хотелось же. И потом много музыки писал. А в 1986 году мы выступили в зале Чайковского и заняли хорошее место – сейчас точно уже не помню какое.
Хор мальчиков-математиков – Вы родились и выросли в Санкт-Петербурге, почему приехали поступать в Петрозаводск?
– Мне рекомендовали сюда приехать, потому что здесь как бы «в ссылке» был заведующий кафедрой хорового дела Станислав Николаевич Легков. Это имя мне было знакомо с детства – в главном репетиционном зале Хорового училища имени Глинки при Ленинградской Государственной академической капелле были две бархатные доски: «Наши солисты» и «Наши отличники». Я там учился, занятия в хоре были 4 раза в неделю, и каждый раз мы рассматривали эти доски – все фамилии с датами были выучены наизусть. Одна из немногих фамилий повторялась на обеих досках – Станислав Легков. Он, конечно, был звездой хорового дела в СССР в 60-80-е годы, просто мастер от Бога. Поэтому я поехал в Петрозаводск за педагогом.
– С будущей супругой здесь познакомились?
– Причем познакомились мы на вступительных экзаменах – все абитуриенты сидели в ожидании коллоквиума в фойе, я увидел Наташины глаза – и все, на всю жизнь. Она приехала поступать из Москвы, я – из Питера, потом учились в одной группе, на втором курсе поженились. Дальше вместе работали в ансамбле «Кантеле», вместе ушли во Дворец пионеров – в общем, всю жизнь вместе.
– Петрозаводская консерватория была так популярна, что сюда приезжали учиться из столиц?
– Это был филиал Ленинградской консерватории, и здесь были очень сильные преподаватели на всех отделениях. А хор студентов… Ну, например, хор исполнил симфонию «Марина» Бориса Тищенко, за которую не взялся ни один профессиональный хоровой коллектив мира. Представляете себе музыку Шостаковича? А его ученик Тищенко переплюнул учителя по сложности. Станислав Легков удивительным образом смог разучить эту партитуру с хором студентов. И я до сих пор использую его прием, суть которого в том, чтобы не пугать исполнителя. Мы пели, «бултыхались», сетовали, что музыка сложная, а Легков только и говорил: ничего-ничего – споем. Как потом рассказывал Легков, композитор Тищенко приехал на первую репетицию оркестра с хором с одной целью: поблагодарить за попытку: дескать, ребята, я знаю, что написал то, что неисполнимо, но все равно спасибо. И правда, когда пять минут оркестр играет непонятно что – хаос, кошмар, и вдруг вступает хор и поет чистый до мажор без всякого камертона и каких-либо хитростей, то даже оркестр аплодировал хору. А композитор был доволен тем, что его музыку все-таки можно исполнить.
– Не жалеете, что перестали петь в хоре?
– Я бы и сейчас пел. Жалею о нереализованной мечте создать хор мальчиков-математиков.
– Почему именно математиков?
– Ну это же известно, что математика и музыка сродни. Хор мальчиков с выраженными математическими и музыкальными способностями может исполнить такие многоголосия… Но это, видимо, уже в другой жизни.
Музыкальная терапия – Говорят, что не бывает людей без слуха, есть люди, у которых нет координации слуха и голоса. Это так?
– Совершенно верно.
– То есть все можно развить даже у взрослого человека?
– Я считаю, что если очень захотеть, то можно научиться координировать слух и голос. Если глухих людей учат говорить, то есть произносить звуки вообще бесконтрольно, то когда человек в принципе слышит, то его возможности научиться петь зависят исключительно от желания.
– Хороший психотерапевтический пример, поэтому давайте перейдем к музыкальной терапии. В чем суть?
– Если сказать кратко, то это решение терапевтических задач с помощью музыки. То есть не обучение музыке ради концертов, проведения досуга или получения удовольствия на любительском или профессиональном уровне. Здесь цели другие – помочь аутичному ребенку говорить, развить моторику и координацию у детей с ДЦП, научить концентрироваться и задерживать внимание, снять «зажимы», стрессы, выработать новые модели поведения, новые формы контакта. Сейчас много особенных детей.
– Вы беретесь за всех детей?
– Да, главное понимание того, каких результатов ждут родители, чем можно помочь ребенку с диагнозами аутизм, детский церебральный паралич...
– Вы называете тяжелые диагнозы, а с детьми, которых педагоги называют «сложными», работаете?
– Да, ко мне приходят такие ребята, и мы находим общий язык, они по-другому начинают смотреть на мир и на себя в этом мире.
– Вы сказали, что сейчас много особенных детей – их действительно стало больше или вы просто стали чаще с ними сталкиваться?
– Есть мировая статистика, согласно которой детей, нуждающихся в особой психологической и медицинской поддержке, рождается все больше. В моей жизни их тоже, естественно, становится больше.
– Какие результаты в музыкальной терапии вас могут порадовать и как долго их приходится добиваться?
– Радует каждый крохотный шажок к успеху, и я стараюсь работать так, чтобы на каждом занятии был виден результат. Появился новый звук – это успех, удалось увлечь ребенка и он просидел за музыкальным инструментом дольше обычного, то есть сумел сконцентрироваться и задержать внимание, – это почти победа. К каждому ребенку нужен свой подход, и главное – его найти, потому что каждый ребенок – это космос.
– Ваш авторский метод – кантелетерапию – в России никто, кроме вас, не практикует?
– Есть люди, которые используют кантелетерапию, но если говорить о прямых учениках, то на сегодняшний день это только Мария Сибелева, которая сейчас ассистентка и администратор «Стангрит-центра» – первого и пока единственного в Карелии Центра музыкальной терапии.
– Вы, как первый дипломированный музыкальный терапевт России, дайте совет читателям – надо ли детей обучать музыке, «впихивать» в них классику?
– Ну вы же приучаете ребенка есть с помощью вилки и ножа? Мы все читаем и пишем – заставляют же в детстве, хоть и не хочется учиться. Так и музыка – элемент культуры. Я с юности помню где-то прочитанные слова Горького о том, что такое культура. Это ограничение животного начала внутри нас. Остаться зверьком просто, стать человеком сложно, и чтобы им стать, безусловно, нужна хорошая музыка.
– Что вы думаете о современной музыке?
– Если честно, мои впечатления не системны. Иногда удается познакомиться с современной музыкой через подростков, которые приходят ко мне и говорят, что любят музыку. Прошу скинуть ссылку в «ВКонтакте».
– Скидывают?
– Да, и я слушаю. Но в лучшем случае это как бы «ни о чем». По текстам – общие рассуждения о жизни, «о цветочке», редко бывает что-то интересное. А сама музыка либо очень громкая и тогда она отупляет, либо монотонная по ритмам – в общем, то, от чего поросята дохнут.
– В смысле «поросята дохнут»?
– Есть же исследования, как музыка воздействует в частности на свиней или на удой коров – Европа давно экспериментирует с музыкой. Так вот поросята худеют от хард-рока – у них пропадает аппетит, а у коров пропадает молоко. Правда, может, и спать тем поросятам и коровам не давали – я не знаю. Но от Моцарта с Бахом ничего такого не происходит – поросята хорошо набирают вес и удои у коров повышаются. Так что надо слушать хорошую музыку – это только на пользу.

Последние новости Карелии по теме:
Заслуженный артист Карелии Сергей Стангрит:

- Петрозаводск
«О! Я вас знаю – вы первый в России дипломированный музыкальный терапевт!» – «выдал» психотерапевт из Самары,
17:29 30.07.2012 Gubdaily.Ru
Заслуженный артист Карелии Сергей Стангрит: - Карельская Губерния
Заслуженный артист Карелии Сергей Стангрит: - Петрозаводск
«Хорошая музыка и поросятам на пользу» «О! Я вас знаю – вы первый в России дипломированный музыкальный терапевт!» – «выдал» психотерапевт из Самары,
14:31 30.07.2012 Карельская Губерния
 
По теме
Н. Рерих. Клад захороненный. 1917 - Министерство культуры 28 июня в 16.00 в Национальной библиотеке Республики Карелия в рамках культурно-деловой миссии Санкт-Петербурга открывается выставка сорока факсимильных копий картин выдающегося русского художника Николая Рериха,
22.06.2018
 
 
День города соберет на Онежской набережной мастеров декоративно-прикладного и ремесленного творчества - Петрозаводский городской округ 30 июня участники ярмарки «Ремесленное подворье» и фестиваля «Петрозаводск мастеровой» продемонстрируют красоту и силу старинных ремесел нашего края.
22.06.2018
 
Здеховский хор - Министерство культуры 20 июня в актовом зале Петрозаводского государственного университета состоялась торжественная церемония закрытия международного православного хорового фестиваля-конкурса «Юные голоса Онего».
21.06.2018
Музей "Кижи" и известный дизайнер Елена Теплицкая готовят совместные проекты - Министерство культуры 18-20 июня на острове Кижи гостила Елена Теплицкая. Телезрителям она известна как дизайнер программы «Квартирный вопрос», а также в роли ведущей программ «Цветная революция» и «Бездонные антресоли».
21.06.2018
 
обвиняемый - ИА Республика Обоим обвиняемым инкриминируют именно эту статью Уголовного кодекса. Петрозаводский суд сегодня рассмотрит ходатайство об аресте второго обвиняемого в убийстве таксиста ,
22.06.2018 ИА Республика
На II международный легкоатлетический пробег «ecoTRAIL RUSKEALA» приедут участники из Австралии, Германии, Франции и других стран - Министерство по делам молодежи 30 июня в Сортавальском районе на территории Горного парка «Рускеала» уже во второй раз состоится уникальный Международный семейный экоФестиваль, украшением которого станет легкоатлетический трейловый пробег «ecoTrail Ruskeala».
21.06.2018 Министерство по делам молодежи
На петрозаводском стадионе "Спартак" состоялся четвертый этап Спартакиады министерств и ведомств республики Карелия - Министерство экономического развития 21 июня на петрозаводском стадионе «Спартак» состоялся четвертый этап Спартакиады министерств и ведомств республики Карелия.
22.06.2018 Министерство экономического развития
22–23 июня в Карелии пройдет  ралли «Белые Ночи 2018». В этом году соревнования имеют статус 4 этапа Чемпионата России по классическому ралли, 5 этапа Чемпионата СЗФО и являются финалом Кубка Карелии.
20.06.2018 Карелия.ньюс
обвиняемый - ИА Республика Обоим обвиняемым инкриминируют именно эту статью Уголовного кодекса. Петрозаводский суд сегодня рассмотрит ходатайство об аресте второго обвиняемого в убийстве таксиста ,
22.06.2018 ИА Республика