Уникальный шанс за короткий срок побывать на лекциях специалистов из разных арктических районов – Норвегии, Мурманска, Карелии и Москвы получили студенты Петрозаводского государственного университета и Арктического университета Норвегии.
Школа – результат сотрудничества Арктического университета, ПетрГУ и Института биологии КарНЦ РАН. По словам проректора по международной деятельности Марины Станиславовны Гвоздевой, ПетрГУ в качестве опорного вуза Карелии выполняет интегрирующую роль, объединяя на своей площадке студентов, преподавателей и ученых арктических регионов России и Европы.
«Нашим гостям эта школа дает возможность не только получить интеллектуальный заряд и современные компетенции, но и познакомиться с краем, посетить достопримечательности, попробовать пожить в другой культуре.
Школа проходит на английском языке, а это ещё один стимул для студентов ПетрГУ включаться в международное научное сообщество.
Мы проводим много таких краткосрочных школ, где студенты получают уникальные знания, а преподаватели – возможность выйти на международную площадку. Это ещё и большой вклад в стратегический проект «Мягкая безопасность». К нему мы ведем подготовительную работу, отрабатываем те форматы и площадки, которые позволят нам выйти на мягкую безопасность в 2019 году,– отметила М.С.Гвоздева.
Сегодня много говорят о развитии потенциала Арктического региона, в том числе и биологического. В этом году целых три района Карелии вошли в Арктическую зону – Беломорский, Лоухский и Кемский районы. ПетрГУ также уделяет больше внимание исследованиям Арктики.
Как отмечает руководитель студенческой группы из Норвегии Екатерина Мищенко:
Морская биотехнология, тесно связанная с биохимией морских организмов, может реализовать биологический потенциал, заложенный в северных морях. В них живут организмы, обладающие уникальными особенностями, например, химического состава. Вещества, которые мы получили из морских организмов, могут обладать активностью, которую можно будет применять для лечения заболеваний, изготовления биологически активных добавок и для индустриальных процессов таких как, например, ферментативная переработка отходов. Спектр исследований очень широк. В рамках школы, конечно, всё охватить невозможно, но мы затронем основные темы, которые можно будет в дальнейшем расширять и развивать.
Помимо академической работы – лекций, семинаров и открытых дискуссий – участники школы побывали на двух тематических экскурсиях в заповеднике "Кивач" и на форелевой ферме "Акуловка", где сотрудники лаборатории экологической биохимии Института биологии КарНЦ РАН реализуют свои научные проекты.
На форелевой ферме студенты познакомились с проектом по оценке эффективности уникального российского антиоксиданта, используемого для увеличения производительности форелевых хозяйств в условиях Северо-Запада России.
На территории заповедника «Кивач» участники школы увидели, как ученые занимаются сохранением и восстановлением популяций лососевых рыб и "пресноводной жемчужницы" – моллюска способного производить речной жемчуг.
Во время школы студенты изучали особенности белков морских организмов, ферменты холодоустойчивых морских организмов, липиды, в частности, омега-3 жирные кислоты. Важной стала тема морской акватехнологии. Студенты и преподаватели обсуждали, возможности работы с морскими организмами, получение из них полезных веществ, использование свойств морских организмов устойчивых к холоду для нужд человечества.